Искусство фотографии. На главную

 


Глава V. Многообразие жанров фотографии

Фоторепортаж. Часть 2

Опыт показывает, что фоторепортаж удается тогда, когда автор имеет свою точку зрения, свой взгляд на событие, которое преподносит зрителям. Оставаясь наедине с действительностью, мгновенно перерабатывая информацию, анализируя ее и выражая результаты осмысления действиями, фотограф не может разобраться в сложных связях, взаимосвязях и взаимодействиях явлений, если он не определил для себя направление творческого поиска. Сама съемка — не самоцель. Важно показать, для чего это сделано.

Без такого точного ориентира фотограф увидит объект репортажа как скопление явлений, не подчиненных никаким законам и не поддающихся никакому рациональному объяснению. А это неминуемо отразится на качестве снимаемого материала. Фоторепортеру нужно, как это ни парадоксально, уметь отказываться от всего, что выглядит живописно, но не является нужным, необходимым для репортажа.

Поверхностное знание материала, неумение его глубоко осмыслить приводит к поверхностной фотоинформации, которая не вскрывает суть и не отражает образную характеристику события. Для фотографии абсолютно неприемлемы копирование даже удачной, выразительной композиции, организация материала по уже имеющемуся образцу, так как повторение рождает штамп, уничтожает возможность активного воздействия на зрителя.

Слабое знание материала приводит к тому, что фоторепортер снимает первое, что бросилось ему в глаза, внешнее, привычное. Это иногда определяет одинаковость фоторепортажей, выполненных в разное время, разными людьми и в разных местах. Не желание подражать друг другу, а неспособность вскрыть суть факта, понять его своеобразие и глубинный смысл приводит к тому, что фотокорреспондент оставляет за пределами снимка важное и многозначительное, а предлагает только внешнее, поверхностное.

Сделать целеустремленный идейно-направленный репортаж в такой ситуации невозможно. Глубокое, правдивое отражение жизни может появиться только при условии предварительного понимания и оценки жизненного явления. Такой подход к фоторепортажу исключает шаблонные решения. Фоторепортаж перестает быть самим собой при съемке «организованного» материала, т.е. когда исчезает объективное течение события, когда над естественным поведением людей совершается определенное авторское насилие, неминуемо ведущее к искажению действительности.

Роль фоторепортера-документалиста как творческой личности сегодня ответственна. Он дает зрителю не абстрактную информацию, а фотографический образ жизненных явлений и человеческих характеров. Репортаж требует от исполнителя точного понимания значимости событий, происходящих перед объективом фотоаппарата, умелого владения техникой, способности ориентироваться в обстановке.

Наибольшая собранность и мастерство нужны фотографу при событийной съемке сюжетов важного общественно-политического значения. Подлинность и уникальность репортажных фотоснимков по прошествии времени делает их документами, имеющими историческую ценность. Для подтверждения этой мысли достаточно вспомнить фоторепортажи, сделанные в годы первых пятилеток, на фронтах Великой Отечественной войны.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.