Искусство фотографии. На главную

 


Глава V. Многообразие жанров фотографии

Фоторепортаж. Часть 1

В практике современной фотографии он занимает особое место. Фоторепортаж — основной метод работы современных фоторепортеров. Этот термин пришел в фотографию из журналистики и первоначально обозначал сообщение сведений об определенном, событии, которое автор-фоторепортер видел собственными глазами. Принцип фоторепортажа состоит в том, что фотограф фиксирует подлинную жизнь, не вмешиваясь в ее течение, стремясь передать на снимке ее подлинную суть.

Основополагающая черта репортажа — строгая документальность. Но, фотографируя действительность, репортер не может гарантировать, что снятый им материал будет полностью соответствовать реальной жизни, реальному факту, который решено было запечатлеть. Сделанные снимки заключают в себе авторское отношение к материалу, поэтому результат фоторепортажа в немалой степени зависит от личности фотографа.

Его позиция может быть активной или пассивной, правильной или ошибочной, но она неминуемо проявляется в выборе темы, в использовании технических средств, определении съемочных точек, ракурсов, крупности планов и т.д. Талант и правильная гражданская позиция автора дают возможность правдиво показать ход события, глубоко вскрыть суть явления, объективно охарактеризовать героя.

В случае нечеткого понимания фотографом своей задачи от него могут ускользнуть главные детали, а это сместит смысловые акценты, и в итоге репортаж может исказить действительность. Фоторепортаж как метод съемки факта не ограничен временными или тематическими рамками. Одно явление фотограф снимает в течение нескольких минут, за другими ему приходится следить недели и месяцы. Некоторые ситуации можно снять из укрытия, другие — только находясь с аппаратом в гуще события.

Репортажно можно снять общественно-политические мероприятия, строительство какого-либо объекта, спортивное соревнование, уборку урожая и т.п. Все бесконечное разнообразие жизненных явлений может быть отражено на фотографиях, снятых репортажным методом. Иногда фоторепортер не выделяет конкретных героев, но возможны варианты, где репортажно будет снят портрет одного человека. Такие примеры мы приводили.

Итогом фоторепортажа об одном и том же событии может быть и нейтральная информация, и остропроблемная постановка важного вопроса. Удается только такая репортажная фотосъемка, к которой хорошо подготовлен фотограф: изучена проблема, известны факты из жизни героя, проанализированы его поступки, характер. Репортаж подразумевает свободное течение события, незаданность действий героя, неожиданность поведения людей.

Чтобы фотограф на ходу в процессе съемки смог осмыслить и правильно реагировать на все, что будет происходить перед фотоаппаратом, он должен быть готов к любым поворотам развивающегося действия. Фоторепортер ведет съемку, включившись в поток жизни, выхватывая из живого непосредственного течения события отдельные его фазы, которые должны представлять цельную объективную картину. Как бы фотограф ни готовился к съемке, он никогда не сможет точно предугадать все, что произойдет на съемочной площадке.

Исключение составляют только события, развивающиеся точно по протоколу. В обычных условиях фотограф одновременно должен следить за действием, осмысливать его, принимать решение, реагируя на неожиданные изменения ситуации. Хороший фоторепортер не обращается к показу второстепенных, случайных деталей, как бы интересны или привлекательны они ни были. Это позволит ему не упустить главное в развивающемся событии.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.