Искусство фотографии. На главную

 


Глава I. Фотография — особая область образного творчества

Фотография и идеологическая борьба

В книге прогрессивного американского писателя Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир» есть эпизод, в котором солдат втолковывает студенту, не сумевшему понять смысла социалистической революции: «...есть два класса — пролетариат и буржуазия... И кто не за один класс, тот, значит, за другой...». Партийность — главный ориентир позиции советского фотожурналиста.

Ее суть — в осознанном отношении к происходящему событию с точки зрения интересов рабочего класса. Выбор темы и интерес фотографа-репортера никогда не бывают случайными... Они всегда продиктованы партийной позицией. Даже в самой противоречивой обстановке художник сохраняет принципиальность и последовательность.

На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС отмечалось, что сейчас «идет напряженная, поистине глобальная борьба двух идеологий. Все это требует обновления, обогащения, актуализации содержания идейно-воспитательной работы, ее форм и методов, усиления наступательности всей нашей пропаганды. Необходимо решительнее преодолевать такие явления, как уход от острых проблем жизни, формализм и парадность.

Реализм, правдивость и деловитость, умелый показ наших достижений и вдумчивый анализ волнующих людей вопросов, свежесть мысли и ясность изложения — вот на что ориентирует идеологических работников Центральный Комитет» (* материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14—15 июня, 1983 г. М., 1983, с. 29—30). Этим требованием партии руководствуются советские мастера фотографии, участники преобразования общества на коммунистических началах.

Свою цель они видят в том, чтобы утверждать коммунистический идеал, пропагандировать советский образ жизни, показать советского человека, твердо уверенного в своем будущем, активного строителя нового мира. Летом 1984 года в Москве проходила Всесоюзная выставка «Фотообъектив и жизнь». Это был праздник советского фотоискусства.

На выставке в полный голос звучала правда о нашей жизни, о свершениях народа, о неутомимой руководящей и направляющей деятельности партии, о том, как энтузиазмом, волей, энергией миллионных масс выполняются предначертания XXVI съезда КПСС, решения последующих Пленумов Центрального Комитета. На стендах выставки было представлено около 2000 фоторабот фотографов-профессионалов и фотолюбителей. Специальный раздел выставки был предоставлен фотолюбителям — школьникам.

Снимки, к какому бы жанру они ни относились, показывали характер советского человека, его отношение к жизни, к тем свершениям, которые происходили и происходят в нашей стране. Выставка ярко и убедительно представила наш оптимистический взгляд на жизнь, на предназначение советского человека. Пожалуй, ярче всего это было показано в таких двух жанрах — портрете и современном фоторепортаже.

Портреты наших современников: тракторист М. А. Щербинин, работы П. Кривцова, портрет сталевара из серии «Рождение металла» А. Колосова, портрет молодой учительницы, работы Н. Свиридовой и Д. Воздвиженского и ряд других. Эти портреты многоплановы. Они подкупают своей глубиной, психологической емкостью, умелой, ненавязчивой, но всегда необходимой детализацией.

В этом непростом жанре добиться успеха можно было только отношением к фотографии как к делу социально значимому. В другом главном жанре — фоторепортаже — наиболее ярко показан советский образ жизни, дух социалистического жизнеустройства. Снимки раскрывают содержание явлений, происходящих в нашей стране, отражают успехи и достижения в социалистическом строительстве. Здесь снимки о строительстве БАМа, газопроводов, гидро- и атомных электростанций и других объектов.

Все эти фотографии противостоят буржуазной антисоветской пропаганде, низводят ее на нет. Для буржуазной идеологии характерно, напротив, неверие в человека, стремление объявить природу человека источником всех социальных зол и конфликтов. В огромном мутном потоке фотографий смакуется нравственная патология, духовная деградация, насилие и в итоге презрение к человеку. Жизнь, лишенная смысла и надежд, — таковы темы снимков, заполняющих страницы буржуазной прессы.

Буржуазная пропаганда использует фотографию и как средство внедрения в сознание обывателя идеологических мифов. Особенно старательно выполняет эту роль фотореклама, которая пытается вселить в сознание человека представление о жизни буржуазного потребителя в «розовом свете». Лживый Дух фоторекламы не имеет ничего общего с подлинным искусством.

Безусловно, в капиталистических странах работают и прогрессивные фотохудожники и фотомастера, которые стоят на позициях гуманизма. Журнал «Советское фото» на своих страницах регулярно показывает наиболее интересные работы прогрессивных зарубежных мастеров фотографии, публикуя, например, премированные работы выставок «Интерпрессфото», которые проводятся ежегодно.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.