Искусство фотографии. На главную

 


Глава V. Многообразие жанров фотографии

Фотографический портрет. Часть 8

Общим правилом для многофигурных композиций является такое размещение фигур в картинной плоскости, когда все основные из них ясно видны зрителю и не перекрываются одна другой. Для парного и группового портретов всегда важно подчеркнуть характер отношений, связывающих людей, выявить подчас сложные духовные движения, которые интересуют фотографа-художника в человеке, вне зависимости от его социального положения.

Искусство группового фотопортрета постоянно развивалось, и многие фотохудожники добивались в нем замечательных результатов. Их работы стали известны во всем мире. Интересно отметить, что в годы зарождения художественной фотографии съемка групповых портретов представляла огромные, подчас непреодолимые трудности для фотографа.

Вот как описывал создание группового портрета Вильгельм Харн в 1854 году: «При фотографировании на пластинку возникает сложнейшая задача разместить группу из многих лиц, среди которых подчас находятся и дети, на одной большой плоскости (пластинке) без помех и красиво». История сохранила нам немало групповых портретов. К числу наиболее ранних и интересных можно отнести групповой портрет русских писателей: И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Д. В. Григоровича, А. В. Дружинина и А. Н. Островского.

Увеличить...

Этот портрет сделан выдающимся русским фотографом С. Левицким в 1856 году. В 80-е годы прошлого века фотографом М. Пановым выполнен групповой портрет русских художников-передвижников. На портрете двадцать человек. Решена композиционная задача поистине грандиозной трудности. Художники размещены так, что ни один из них не заслоняет другого. Все они освещены ровным рассеянным светом, что исключило образование теней, могущих служить помехой на снимке.

Нужно помнить, что в то время не существовало быстро срабатывающих затворов и снимок требовал значительной выдержки. Тем не менее позы и взгляды всех художников естественны. Сегодня мастера фотографии успешно овладели скоростными фотоаппаратами. Интересный групповой портрет мы видим на снимке «Работницы». Фотограф добивается приятного впечатления зрителя не только удачным расположением работниц, но и выбранным фоном.

К сожалению, способность современного фотоаппарата охватывать события со скоростью тысячной доли секунды порой оборачивается неприятностью: человек может быть запечатлен в самый нетипичный для него момент, в самой нетипичной для него или неестественной позе, и тогда правда мгновения превращается в большую неправду жизни. Не всякая фотография группы лиц может рассматриваться как групповой портрет. Так, например, группа ребят на снимке «Мои подшефные» А. Давыдова все же не портрет, а жанровая сценка. В этом случае фотограф не ставил перед собой задачу создания портрета.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.