Искусство фотографии. На главную

 


Глава V. Многообразие жанров фотографии

Фотографический портрет. Часть 7

Репортажный портрет, в отличие от студийного, всегда более емкий по заложенной в нем информации, потому что он несет в себе информацию не только о человеке, о его духовном мире, но и о каком-то событии. Это происходит потому, что портретируемый находится во время съемки в реальной жизненной обстановке, в момент происходящего события, участником которого является.

Сегодняшний репортажный портрет сломал один из канонов композиции — границы кадра. Это позволило наполнить работы фотомастеров дыханием жизни, современности. Репортаж, документализм в любых своих формах вовсе не означают отказ от четкого и последовательного проведения в фотоискусстве авторской точки зрения. Наоборот, только когда личность художника вторгается в жизненный материал, можно говорить об искусстве фоторепортажа и репортажного портрета в частности.

Существует некоторое условное подразделение внутри этого жанра. По-видимому, можно говорить об официальном портрете какого-либо конкретного лица. Целое направление в жанре портрета составляет социальный портрет. Ярким документом эпохи стали социальные портреты героев первых пятилеток — активных участников соревнований, членов ударных бригад.

Но «социальный фотопортрет по своей форме был все же несколько плакатен... Метод социалистического реализма, утвердившийся как общий закон нашего искусства ставил перед советскими фотохудожниками более серьезные творческие задачи» (* Волков-Ланнит Л. Ф. Искусство фотопортрета. М., 1967, с. 59). Поэтому фотомастера постоянно ищут пути совершенствования произведений этого жанра.

Увеличить...

Нужно отметить, что социальный портрет занимает и сегодня по праву ведущее место в нашей фотожурналистике. Весь исторический путь советского народа свидетельствует о том, что в условиях социализма формируются и проявляют себя истинно героические характеры. Вот почему мы и раньше, и теперь отдаем предпочтение герою и героическому в искусстве, в частности в искусстве художественной фотографии.

Героическое начало в нашем искусстве опирается на ленинское учение о партийности искусства, на мысли вождя революции о героизме массовой и будничной работы. Высшей ступенью мастерства в жанре репортажного портрета является умение психологически точно раскрыть облик и характер героя — нашего современника.

Не изображать человека как некоего функционального представителя профессии (горновой — в защитных очках, врач — в халате и шапочке, горняк — в шлеме и с лампой и т.д.), а проникать в суть данного индивидуума, данного характера, в каких-то своих чертах неповторимого, единственного. Лучшие наши мастера умеют это делать. Психологичность, глубина раскрытия характеров становятся традицией.

Проблема героя — нашего современника — остается и сегодня одной из главных для фотоискусства. Парный и групповой портрет — широко распространенный жанр современной фотографии. Посмотрите на снимок Б. Клипиницера «В семье В. М. Чердинцева» — портрет отца и сына — механйзаторов колхоза «Рассвет» Сакмарского района Оренбургской области.

Автор снимка, отлично владеющий законами фотокомпозиции, нашел такую форму выражения своего творческого замысла, которая сделала снимок правдивым, изобразительно законченным, своеобразным и оригинальным. В этом парном портрете автором подчеркнуты теплые отношения, связывающие этих людей, их духовная близость.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.