Искусство фотографии. На главную

 


Глава V. Многообразие жанров фотографии

Фотографический портрет. Часть 4

На поясном портрете мы видим прекрасное мужественное волевое лицо, сжатые губы, целеустремленный взгляд. Чкалов показан в летной меховой куртке с неизменной трубкой в руке. Вайлю удалось создать образ большой художественной обобщающей силы, потому что композиция портрета продумана до деталей.

Так, например, естественность позе придают руки летчика. Посмотрим еще два известных фотопортрета. На той же выставке была показана работа Э. Евзерихина — портрет Максима Горького. Подперев рукой подбородок, он очень внимательно слушает собеседника. Небрежно наброшенный пиджак, свободная поза писателя — все это позволяет думать, что портрет этот сделан репортажно.

На Выставке художественной фотографии 1955 года экспонировался портрет кинорежиссера Сергея Михайловича Эйзенштейна, сделанный С. Ивановым-Аллилуевым в 1945 году. Этот портрет, пишет С. Морозов, «может служить образцом художественного портрета. Искусно использованное освещение создает экспрессивный рисунок светотени.

Увеличить...

Как бы осязаемый пучок света, возникая в правой стороне кадра, устремляется влево вверх; линии границ светового пятна почти перпендикулярны диагонали, в направлении которой расположено изображение; поворот лица в сторону светового пятна усиливает динамичность портрета» (* Морозов С. А. Советская художественная фотография. М., 1958, с. 171).

В этом портрете С. Иванов-Аллилуев по-новому решает проблему отражения времени. Мы ощущаем время не как живо схваченное мгновение бытия человека, а как длительный, сложный поток мыслей, чувств портретируемого. Это вызывает ощущение, что портретный образ как бы рождается у нас, зрителей, на глазах. Художник заставляет нас соотносить его временное начало, его временное содержание с нашим собственным существованием во времени, помогает проникнуть во внутренний мир кинорежиссера.

Фотоаппарат воздействует на сознание зрителя прежде всего неопровержимой, документальной достоверностью. Человек как бы сам рисует себя на пленке — объектив дает оптически точный отпечаток, а глаз зрителя связанный законами ассоциации, достраивает, дополняет, корректирует оптическое изображение этого человека своим опытом, своими представлениями.

И фотохудожнику, фиксирующему всегда моментальное состояние человека, и живописцу, изображающему целую серию своих разновременных впечатлений от портретируемого, в равной мере трудно передать внутренний мир человека. Нужно отметить важный момент во взаимовлиянии искусства фотопортретиста и художника-портретиста. Рождение фотопортрета заставило живописцев искать новые способы и методы портретирования.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.