Искусство фотографии. На главную

 


Глава V. Многообразие жанров фотографии

Фотографический портрет. Часть 3

Все дело в том, что искусство фотопортрета рождается не из беспристрастной фиксации жизни, человеческих черт, а их сознательного выделения, т.е. отбора существенных черт модели, выбора мгновения для съемки. Таким образом, будучи объективным, фотопортрет испытывает на себе и волю фотографа-художника, его субъективное творческое начало. По фотопортрету часто легче узнать, но не легче понять человека, ибо одно дело — узнать в лицо и иное — понять душу.

Задача мастера, фотографа-художника, — показать не только внешнюю, но и внутреннюю суть человеческого существа, которая в какой-то мере отражается во внешнем облике. Широко известный замечательный поколенный портрет В. Маяковского создан фотографом А. Штеренбергом в феврале 1930 года на выставке-отчете поэта «20 лет работы». Это едва ли не лучшая из всех фотографий поэта.

Увеличить...

Объектив мыслящего мастера застиг ту жизненную ситуацию, в которой ясно проявлены индивидуальные свойства Маяковского. Портрет впечатляет точно найденной характеристикой и воспринимается как общественный образ. Не случайно фотография стала канонической и породила множество рисунков, гравюр, картин. «А. Н. Штеренберга не упрекнешь в рассудочном конструировании формы, — пишет Л. Волков-Ланнит, хорошо знавший и Маяковского, и Штеренберга.

— Он фотографировал репортажно, то есть в условиях, исключающих инсценировку и позирование. Художественные достоинства снимка — прямой результат профессиональной наблюдательности. Обилие атрибутов не помешало мастеру раскрыть внешний облик в пластическом единстве физического и духовного. Плакаты РОСТА, послужившие фоном, как бы олицетворяют труд поэта-художника и тем самым создают образ публицистически заостренный. Величавая фигура, поза, выражение лица — все напоминает нам Маяковского именно таким, каким мы, современники, знали его в жизни.

Вот так он выступал, заложив руки за спину, развернув широкие плечи и чуточку расставив ноги. Вот так у него свисала на висок непокорная прядь волос и немного исподлобья смотрели большие, полные глубокого раздумья глаза» (* Волков-Ланнит Л. Ф. Вижу Маяковского. М., 1981, с. 244). В 30—40-е годы в жанре портрета работала большая группа фотохудожников. Здесь хотелось бы назвать имена Е. Игнатович, Л. Зиверта, А. Скурихина, Э. Евзерихина, Г. Вайля.

Григорий Вайль — известный советский фотопортретист старшего поколения. В 1936 году он снимал Валерия Павловича Чкалова — выдающегося летчика-испытателя. Портрет, который мы приводим, экспонировался на Первой Всесоюзной выставке фотоискусства в 1937 году. Г. Вайль использовал постановочный метод съемки.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.