Искусство фотографии. На главную

 


Глава V. Многообразие жанров фотографии

Фотографический портрет. Часть 2

Подлинная глубина и масштабность произведения искусства зависят от степени проникновения художника в действительность, от умения вскрыть внутренние закономерности явления, помочь людям увидеть то важное, что недоступно бывает порой взгляду обычного человека. Уже давно отошло в прошлое мнение, что фотограф бессилен проникнуть в духовный мир человека. При творческом подходе фотографа-художника к искусству фотографического изображения человека фотография в состоянии раскрыть его внутренний мир. Задача эта трудная, но благодарная.

В портрете многогранные представления о своеобразии характера, личности данного человека, его внешнего облика и духовной жизни иногда сочетаются с раскрытием социально-типических черт. Многие крупные художники обращались к образам замечательных людей своего времени. ...Портрет Владимира Ильича Ленина. Ленин — мыслитель и ученый, глубоко задумавшийся о будущем человечества.

Ленин снят в момент сосредоточенности, напряженного раздумья. Глубокий, проницательный его взгляд выразителен. Какую неоценимую услугу принесла всему человечеству фотография, позволившая запечатлеть и сохранить облик великого Ленина. Автор сумел передать богатый и сложный образ, внутренний мир вождя. Этот портрет позволяет нам и грядущим поколениям видеть живого Ленина — человека, мыслителя.

Увеличить...

Портрет сделан в июле 1920 года фотографом П. С. Жуковым. Вот что он вспоминал: «Перед съемкой я попросил Владимира Ильича не быть слишком серьезным, но он сказал: «Снимайте так, а то все снимают непохожим...» Через несколько недель оба отпечатка... были в руках Ильича. Он внимательно их рассмотрел и отозвался: «Первые снимки, на которых я похож». Это было ответом на существовавшую в ту пору потребность воплотить и увидеть на фотографии В. И. Ленина. Вопрос о значении сходства в фотопортрете представляет особый интерес.

Человек действительно не всегда кажется самим собой, не всегда «равен» самому себе. И если живописец наблюдает модель в течение многих сеансов и находится с ней в непосредственном контакте, то фотограф фиксирует одно единственное мгновение бытия человека при помощи объектива, перед которым даже самые непосредственные люди оказываются до некоторой степени напряженными и скованными. Несмотря на то что фотография удерживает застывшее выражение одного лишь момента, в то время как черты лица человека живут и постоянно меняются, фотография дает объективное изображение внешности людей.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.