Искусство фотографии. На главную

 


Глава V. Многообразие жанров фотографии

Фотографический портрет. Часть 1

Интересно отметить, что портретная фотография возникла раньше дня, признанного официальным днем рождения фотографии, — 7 января 1839 года, когда на заседании Французской Академии наук физик Араго сделал сообщение об открытии Дагера и Ньепса. За год до этого события — 17 января 1838 года в письме к И. Ньепсу Дагер писал: «Я провел также некоторые изыскания над съемкой портретов, которые получились вполне удачными, и я хочу один или два из них показать на нашей выставке».

Из первых снимков, осуществленных Дагером, до нас дошел только портрет лондонского инженера Эндрью Шенкса. Несмотря на все несовершенство фотографической техники в то время, лучшим представителям светописи удалось добиться выдающихся результатов в создании портретов, достойных называться произведениями фотоискусства.

Хотя суть портрета и состоит в том, чтобы изображение было максимально похоже на оригинал, термин «портрет» в искусстве, в том числе и в фотографии, включает в себя гораздо более широкое понятие, ибо, с одной стороны, фотограф даже при решении «портретной» задачи по-своему преображает жизненный материал, а с другой — это преображение всегда присутствует в произведении искусства. В этом и кроется основное отличие художественного портрета от документального снимка того или иного лица.

Слово «портрет» пришло к нам из французского языка. Оно означает «изображение черты в черту», «черта за черту» или проще — «носитель черт». В одном из современных толковых словарей слово «портрет» в самом общем смысле приобретает следующее определение: изображение (образ), подобие кого-нибудь, выполненное способом художественным или техническим (* краткий словарь терминов изобразительного искусства. М., 1959, с. 126.).

В изобразительном искусстве под портретом подразумевают художественное «изображение определенного конкретного человека» (* там же). При этом обязательно передается индивидуальное сходство. Но сходство не ограничивается внешними признаками. Воспроизводя индивидуальный облик человека, художник раскрывает его внутренний мир, сущность его характера. Подчеркнем, что в изобразительном искусстве и в фотоискусстве (в отличие от литературы) к категории портрета относят только изображения совершенно определенных людей, реального конкретного человека.

Сто с лишним лет тому назад страстно увлекся фотографией француз Гаспар-Феликс Турнашон, врач, журналист, воздухоплаватель, писатель, который стал широко известен под именем Надар. Он создал целую галерею портретов своих современников, представителей культуры второй половины XIX века, — писателей, художников, артистов. Сохранившиеся более 270 портретов донесли до нас образы прославленной актрисы Сары Бернар, писательницы Жорж Санд, поэта Шарля Бодлера, писателей Дюма-отца и Дюма-сына, художников Эжена Делакруа, Гюстава Доре, композиторов Гектора Берлиоза, Джоакина Россини, Рихарда Вагнера и др.

Люди на портретах Надара не кажутся неподвижными: они изображены разговаривающими, усмехающимися, слушающими, думающими. Добиться этого Надару удалось благодаря тому, что он изучал манеру поведения, характеры людей. Поэтому когда друзья оказывались перед объективом фотоаппарата, он уже знал, как «поймать», изобразить человека в самой характерной и выразительной его позе. Это ему удавалось, несмотря на то, что еще не был изобретен моментальный затвор и снимать приходилось с очень большой выдержкой.

Надар открыл в фотографии значение крупного плана: часть лба и нижняя часть лица Шарля Гуно на фотографии Надара срезаны. Это позволяет приковать внимание зрителя к полным мысли глазам композитора. Произведениями искусства фотопортреты начали считаться в ту пору не только во Франции — достаточно вспомнить портретные работы англичан Давида Октавиуса Хилла, Джулии Маргарет Кэмерон. Сергеем Левицким — одним из первых русских мастеров фотографии создан замечательный портрет А. И. Герцена.

Образ поэта Ф. И. Тютчева превосходно воплощен фотографом Андреем Деньером. Эти фотопортреты принесли славу нашей фотографии, славу, приумноженную мастерами последующих поколений. Портрет, портретный образ в фотографии есть своего рода частный случай понятий «образ человека», «герой». Это образ реального, конкретного человека. Здесь абсолютно необходима достоверность.

Задача фотохудожника состоит в возведении неповторимой индивидуальности человека в степень образа при сохранении его конкретных портретных черт. Работа над портретом по характеру своему индуктивна: фотограф постигает в ней общее через частное, людей вообще через реального, определенного человека. Фотографический портрет предполагает передачу не только внешнего, но и внутреннего выражения свойств, сути реально существующей личности.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.