Искусство фотографии. На главную

 


Глава III. Пространство, движение, время

Движение и время

Мы воспринимаем мир в движении. Он существует в пространственном и временных измерениях, находящихся в постоянном движении. «Мир, — писал В. И. Ленин, — есть движущаяся материя...» (* Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 18. с. 298.) «Движение... обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением» (* Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 391), — писал Ф. Энгельс.

Когда говорят о движении, воспроизводимом в фотографии, то чаще всего имеют в виду не все его виды, а простейшую форму, легко воспринимаемую зрением, — движение как перемещение. Перед фотографом, создающим фотопроизведение, стоит всегда важнейшая задача добиться впечатления движения в статичном изображении.

Для фотоснимка самым основным контрастом с изображаемой реальностью является неподвижность кадра. Все то, что мы в жизни привыкли видеть движущимся, меняющимся, на фотографиях всегда неподвижно. Поэтому возникает естественный вопрос: можно ли преодолеть имеющийся разрыв и если да, то какими средствами? Прежде всего отметим, что движение не мыслится нами вне времени.

Писатель, например, воссоздавая движение жизни, воссоздает и время, умышленно «сжимая» его до доли секунды или, наоборот, «растягивая» его до многих лет. Художник же, как показал еще Лессинг, «может брать из вечно изменяющейся действительности только один момент», и это позволяет раскрыть такие грани жизненной правды, какие в других искусствах неуловимы. Фотография именно благодаря тому, что в ней зафиксирован еще более краткий, чем в живописи, момент, невидимая глазом фаза движения, требует от зрителя серьезных размышлений.

Зритель, рассматривая снимок, думает над тем, что было до момента, который отразил объектив, и что будет потом. Фотохудожник всегда стремится к тому, чтобы, как писал Гёте, представить в зримой форме «самые сложные и ответственные понятия и идеи». Надо воспитывать в себе умение видеть время как в реально окружающем нас пространстве, так и в изображении.

Вот, например, что пишет М. М. Бахтин о Гёте: «Поражают исключительные свежесть и яркость этого видения времени как, впрочем, вообще у писателей XVIII века, для которых время как бы впервые раскрывалось, связанные, правда, отчасти с его относительной еще простотой и элементарностью и потому большей чувственной наглядностью. У Гёте был изощренный глаз на все видимые признаки и приметы времени в природе: он умел, например, быстро на глаз определить возрасты деревьев, знал темпы роста различных пород их, он умел видеть эпохи и возрасты. Исключительно острый взгляд был у него на все видимые приметы времени человеческой жизни...».

Работа видящего глаза сочетается здесь со сложнейшим мыслительным процессом. Основой образного решения в фотографии является не просто размышление о жизни, а размышление «о прошлом и будущем» на основе быстрого и точного фиксирования реального события. В фотографии продолжительность изображаемого действия очень кратковременна — это непосредственный момент съемки, измеряемый долями секунды.

Если сравнить фотографию с живописью, то важное различие состоит в том, что художник может отображать не отдельный момент события, а так называемое «расширенное время» действия. Фотография этого сделать не позволяет. Однако время в фотографии может быть отражено не непосредственно, а опосредованно через передачу движения. Мы уже говорили о ряде композиционных приемов, применяемых для получения выразительных динамичных снимков.

Например, резкое изображение движущегося объекта и нерезкое изображение фона создают иллюзию движения, а стало быть, и вызывают ощущение времени. Можно сказать, что во всех случаях, когда время изображения действия направлено на отображение движения, то и, наоборот, иллюзия движения на снимке отображает время, так как движение и время неразрывны. Часто под передачей времени в фотографии подразумевают историческое время. Действительно, рассматривая фотоснимки разных лет, по одежде, форме автомобилей и множеству других деталей можно с большей степенью точности судить о времени, когда был сделан снимок. И это очень важно.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.