Искусство фотографии. На главную

 


Глава IV. Выразительные приёмы

Динамизм

Движение является наиболее сильным зрительно воспринимаемым стимулом, привлекающим внимание. Зритель, глядя на снимок, должен ощущать, что происходило до заснятого момента и что будет дальше. Передать динамику действия, движения, внутреннего состояния человека, показать развитие события во времени и пространстве на единичном снимке, фиксирующем всего лишь короткий миг происходящего, довольно сложно.

Удачный снимок зависит во многом от выбора момента срабатывания затвора фотоаппарата. Он должен совпасть с кульминационным моментом какого-то движения. Тогда снимок получится выразительным. Характерный пример — момент преодоления планки спортсменом при прыжках в высоту или при беге с барьерами.

Увеличить...

Чтобы придать динамизм изображению, следует отчетливо выделить ось движения. Подчеркнутая направленность мчащихся оленей на фотографии О. Манухина «Полярный ветер» отвечает этому требованию. В одних снимках с помощью оси движения определяется направление движения, в других — ось служит для того, чтобы привлечь внимание к главному, сюжетно важному объекту изображения.

Так, при изображении пространства, где преобладающая задача — показ высоты, открытая взгляду вертикальная ось может создать впечатление устремленности ввысь. Горизонтальная ось подчеркивает глубину расположения изображаемых объектов, предметов. Какими же способами мастера фотографии добиваются динамизма снимка? Помимо выделения, подчеркивания оси движения существуют еще три оптических приема.

Первый состоит в том, что эффект быстрого движения объекта возникает при сочетании оптической нерезкости движущегося предмета с резко видимыми на фотоснимке предметами окружающей обстановки. Примером могут служить многочисленные цветные снимки городских улиц поздно вечером, когда движущиеся автомашины оставляют разноцветные следы в виде линий.

Второй прием противоположен первому. Здесь движущийся объект изображен четко на нерезком, подчас смазанном фоне. Таким приемом воспользовался Э. Добелис в снимке «Ярмарка». Благодаря тому что фон сильно смазан, автору удалось вызвать у зрителя ощущение быстро движущейся карусели. Тем же приемом часто снимают бегунов на стадионах: бегун изображается на фото резко, а трибуны и зрители на них смазаны.

Третий прием заключается в сочетании двух первых: движущийся объект и фон сняты несколько размыто. Эта размытость очертаний, зыбкость рисунка вызывают у зрителя ощущение движения. Такой мы могли бы «увидеть», внезапно закрыв глаза, ласточку, летящую вдоль леса. Динамизм композиции достигается в фотографии использованием и других выразительных средств.

Ощущение направленности движущегося объекта может быть существенно усилено и освещением, предметными, световыми, цветовыми и линейными ритмами, неравновесной композицией. Эффект динамизма обусловлен и самим процессом (порядком) рассматривания изображения. Так, неравновесная композиция вызывает непроизвольное быстрое перемещение взгляда, и изображение как бы смазывается в том или ином плане снимка.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.