Искусство фотографии. На главную

 


Глава II. Язык фотографии

Цвет как выразительное средство фотографии. Часть 2

Рассматривая произведения фотоискусства, нужно научиться видеть светотеневые переходы, тональные соотношения разноокрашенных объектов, чтобы правильно оценивать произведение в целом. Это один из первых шагов на пути к пониманию произведения живописи или фотографии.

В мастерски сделанных цветных фотографиях в первую очередь ощущается ведущая тональность, определенная система, включающая в себя интенсивные цветовые акценты, но подчиняющая их единой гамме. Фотограф Нина Лиин в своей работе «Собака» прекрасно использовала свойство натуры.

Собака как фарфоровая смотрится на фоне гобелена и как бы вписывается в него. Это отличный пример колористического решения снимка, выполненного в одной теплой и особенно светлой и нежной тональности. Изображаемый мотив теряет свое самостоятельное значение, превращаясь в повод для передачи тончайшей игры света и цвета. И даже черно-белое воспроизведение этого снимка дает представление о мягкости тоновых переходов. Здесь мы встречаемся не просто с субъективным отношением к предмету, но и с выделением, «открытием» объективных сторон этого предмета, более или менее явных или затаенных.

Без «избирательного» взгляда фотографа мы не могли бы их заметить. Преобладание цветовых или тональных контрастов и придает стилевые особенности изображению, выявляет почерк мастера. Например, изображение в светлой тональности с насыщенными цветами вызывает яркие, светлые и радостные впечатления и, наоборот, цветное изображение, снятое при слабом освещении, с приглушенными цветами, глубокими тенями, вызывает ощущения мрачные, скорбные.

Рассмотрим один из наиболее сложных случаев решения цветного снимка — портрет. Цветовые соотношения между отдельными участками лица во многих случаях являются сюжетно важными, так как позволяют отобразить индивидуальную особенность фотографируемого человека. Фотограф-художник прежде всего решает, в какой манере он хочет получить снимок, т.е. каким изобразительным приемом воспользоваться: светотональным, светотеневым или цветотеневым (когда форма «лепится» множеством цветных рефлексов, бликов, и светотень становится цветной).

При светотональном освещении портрет получается в светлой тональности (как говорят, в «высоком ключе»); на лице образуются лишь незначительно затененные участки. Обычно и фон светлый. Весь снимок получается с небольшим контрастом светотени, производит радостное, светлое впечатление. Портреты молодых людей со светлыми волосами, снятые при светотональном освещении, получаются насыщенными, яркими, чистыми.

В черно-белой и в цветной фотографии портреты снимают наиболее часто при светотеневом освещении. Даже в цветной фотографии всегда присутствует эта черно-белая «основа» изображения, отражающая светотеневой характер освещения. При светотеневом освещении хорошо выявляются и выразительно передаются черты и формы лица, его пластика с четкой передачей поверхности кожи. Свет и тени как бы «лепят» скульптурный портрет.

Освещением добиваются решения светотеневого портрета и в «низком ключе», на темном фоне. При этом удается сохранить плавность цветовых переходов, не нарушить общего цветового строя портретного изображения, при котором, однако, глубокие черные тени не превращают цветной снимок в черно-белый. Встречаются цветные портреты, решенные при светотональном и светотеневом освещении, но с доминирующим использованием цветных рефлексов, бликов, контрастирующих цветовых оттенков.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.