Искусство фотографии. На главную

 


Глава II. Язык фотографии

Цвет как выразительное средство фотографии. Часть 1

Появление цвета в фотографии, несомненно, расширило ее выразительные возможности. Отчего же это произошло? Цвет в обыденной жизни воспринимается нами как окраска предметов или явлений. Мы часто говорим: «Голубое небо» — и подразумеваем под этим хороший солнечный день. Мы говорим: «Это яблоко еще зеленое» — и подразумеваем, что оно еще не созрело. Мы видим желтые листья на деревьях и связываем их с приходом осени.

Эта выразительность цвета (окраска каких-либо предметов) тесно связана с нашим жизненным опытом. Но может ли какой-нибудь отдельно взятый цвет, скажем красный, быть выразительным сам по себе? До определенной степени может. Красный цвет — это для нас и цвет революции, и цвет праздника. На Руси слово «красный» означало «красивый», и действительно, красные сарафаны девушек красивы на фоне нежно-зеленой березовой листвы. Подобная выразительность отдельных цветов связана порой с древними национальными традициями разных народов и поэтому не может быть приписана цвету как таковому.

Однако не следует думать, что не существует критериев оценки законченной цветной картины или цветной фотографии. Они существуют и основаны на единстве содержания и формы художественного произведения. Одни и те же сочетания цветов, которые все сочтут прекрасными в одном случае, могут выглядеть отталкивающими в другом. Так, радуга будет вероятнее всего радовать человека, тогда как те же цвета, образованные бензиновым пятном в водоеме, вызовут негативную реакцию. Чаще всего выразительные качества цветовых картин пытаются объяснить цветовой гармонией.

Здесь напрашивается аналогия с музыкой: в музыке семь нот, в спектре — семь цветов. Каждая нота, так же как и каждый цвет в отдельности, ничего не выражают, но вот гармония звуков, как и гармония красок, воздействует на чувства людей, внушает им те или иные переживания, приносит эстетическое удовлетворение. Трудность состоит в том, что невозможно, пользуясь образом А. С. Пушкина, «поверить алгеброй гармонию...». Иными словами, вымеренных рецептов того, как из бесчисленного множества цветовых оттенков создать прекрасную, гармоничную картину, не существует.

Цвет обогащает фотографию, и так же, как диалог в литературном произведении, он может и должен подчиняться драматургии, обострять сюжет снимка. Итак, цвет используют для создания образа, в котором воплощены определенные мысли, идеи. Не уравновешенность колорита, не тождество цвета реальной окраски вещей, а именно возможность выражать мысль через цветовые сочетания — вот главное преимущество цветного снимка перед черно-белым.

Выразительность одного цвета немыслима в отрыве от всей цветной композиции. Впечатление, полученное от цвета, всегда зависит от соседства, площади и форм других цветовых пятен, а отдельный цвет воспринимается только в ограниченном комплексе всех элементов композиции. Следовательно, и цвет в фотографии неотрывен от всех других форм фотографической выразительности. Иначе говоря, цвет в фотографии неотрывен от всех других элементов, рождающих целостное цветное фотопроизведение.

Как правило, выразительный цветовой снимок при организации кадра учитывает цветовое воздействие на зрителя, имеет тщательно разработанный в цветовом отношении дальний план. В цветном жанровом снимке цвета в кадре должны гармонично слиться, чтобы передать зрителю идейную суть снимка, создать определенное настроение. Цвет в выразительной фотографии всегда несет в себе более глубокое содержание, чем просто окраска того или иного предмета.

Внутреннее согласование цвета со всеми другими компонентами композиции снимка возможно только на основе глубокого понимания образов. Тема, идея, сюжет, композиция являются первоосновой для замысла цветного снимка. Выразительный снимок отображает «цветность» освещения, создает фотоизображение в определенной тональности. При вечернем освещении изменяется представление об окраске предметов и их деталей, фона. Пейзажи, снятые при восходе и заходе солнца, часто привлекают внимание необычным колоритом и усиленными цветовыми или тональными контрастами.

В прямых солнечных лучах вечернего золотистого солнца особенно яркими и насыщенными становятся красные, оранжевые и желтые цвета. Колорит служит одним из важнейших средств эстетической, эмоциональной выразительности, одним из компонентов художественного образа. Колорит снимаемого объекта существенно зависит от атмосферных условий во время съемки, от яркости и цвета (спектрального состава) освещения. Объективную основу колорита могут составлять и обобщающие цветовые оттенки, присущие изображаемому освещению.

Например, в утренних пейзажах обобщающими являются розовые и голубые оттенки небосвода, а также золотистые отблески прямых солнечных лучей. Важно отличать цветовые и тональные соотношения. Под цветовыми соотношениями понимают собственно соотношения цветов, под тональными же соотношениями — яркость освещения и светлоту окраски.

Отсюда следует, что мы можем встретиться с цветным изображением, выполненным в малонасыщенных цветах с подчеркнуто тональным соотношением, в том числе и с явно выраженными светотеневыми переходами, или тот же объект может быть изображен в «цветной манере», когда формы объемов и даже тени выделяются не яркостными контрастами, не светотенью, а цветными контрастами.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.