Искусство фотографии. На главную

 


Глава IV. Выразительные приёмы

Цвет как фактор композиции

Одним из важнейших организующих элементов композиции снимка является цвет. Изобразительное решение цветного снимка обязательно должно соответствовать его жанровым особенностям. Так, например, нельзя в одном цветовом ключе решать и трагическую, и комическую ситуации. Так как цвет влияет на эмоции зрителя, то соответственно в первом случае он должен взывать к состраданию и глубоким философским раздумьям, во втором же — способствовать смеху, вызывать улыбку.

Чаще в этом случае снимок решается в радостных, ярких, теплых красках, в то время как трагедия связана с мрачными, глубокими тонами. Создание правдивых и жизненно достоверных образов в цветных снимках, естественно, не сводится к копированию жизни, к натуралистическому воспроизведению всех видимых цветов, их оттенков. Так же как и черно-белые, цветные снимки подчас строятся по законам равновесия.

Однако здесь понятие весомости элемента композиции обязательно включает в себя не только его смысловую значимость, масштаб, форму, но еще и цвет. А сопоставление цветовых масс — это уже не только способ добиться их равновесного распределения по полю снимка, но и возможность достижения гармонии цветов. Элементы композиции, обогащенные цветом, обретают иной «удельный вес» в общем рисунке, требуют иных колористических связей, но основные принципы композиционного решения цветного снимка близки к практике черно-белой фотографии.

Однако ритм цветного снимка подчиняется иным законам, нежели ритм черно-белого, что связано с особенностями восприятия цветного изображения. Здесь мы покажем, как происходит развитие использования цвета как выразительного средства, как формируется мастерство фотохудожника. В начале работы над цветным снимком фотограф, как правило, стремится регистрировать предметную окраску натуры и ее фактурные особенности — прелесть окраски цветов, синеву моря, расцветку ткани и т.п.

Затем в ряде работ фотограф осваивает законы тонального объединения цветов. Позднее переходит к пленэрным поискам, проявляет интерес к изменениям цвета под воздействием атмосферы, световым пятнам, подмечает и стремится передать эффекты освещения, солнечные блики на зелени, сине-фиолетовые пятна теней (особенно на снегу). Наконец, овладев всем этим, фотограф пытается снимать не столько предмет, освещенный солнцем и окутанный воздухом, сколько самый воздух, само пространство, атмосферу, в которой угадываются предметы.

Колорит таких снимков определяется точнейшей и тончайшей передачей реального освещения и воздушной среды, пятен солнечного света. Роль цветных рефлексов (световых пятен) в формировании цветного изображения исключительно велика. Они используются для достижения пластики изображения. Цветные рефлексы усиливают цвет, повышают его насыщенность: например, в складках одежды они создают цвета, более насыщенные, чем на ровной поверхности, они более заметны на светлых поверхностях, чем на темных.

При сильном бликующем свете образуются ореолы, имеющие цвет источника света. Их можно заметить, если на поверхности предметов есть несколько ореолов от разноцветных источников света. Композиция цветного снимка строится в неразрывном единстве с колористической структурой — системой взаимотяготения и соотношения цветовых зон. Очертания форм естественно вытекают из цветового построения, выразительность силуэта воспринимается в тесной связи с выразительностью красочных пятен.

На предыдущую | Содержание | На следующую
 

 

 

2011. Искусство фотографии.